Какое-то время назад я cделал целый цикл публикаций на тему Прицкеровских лауреатов.
Помимо того, что архитектура многих из них мне нравится, я невольно начал находить интересные закономерности.
Почему именно эти люди удостоились награды? Что в них особенного?
Потом эти же признаки я начал видеть и у других архитекторов, не удостоившихся премии - и всё же схожих с лауреатами.
И я начал составлять свой списик "Не Прицкеровских Лауреатов". Об одном из таких архитекторов сегодня речь.
*****
Лина Бо Барди (1914-1992) – считается бразильско-итальянским архитектором.
Родилась в Риме, работала у Джо Понти в Милане, входила в итальянскую компартию и участвовала в подпольном сопротивлении 2-й мировой войны. В 46-м едва выйдя за муж вместе с супругом переезжает в Бразилию, где и строит все свои известные объекты.
Ключевая постройка – Художественный музей в Сан Паулу (1959-68). Такого жёсткого модернизма я ещё не видел… Огромная двухэтажная пластина, висящая на красных арках вдоль улицы. Этот «мост» образно можно назвать мостом между архитектурой Корбюзье и центром Помпиду в Париже уже совершенно из другой эпохи. А постройка – 1968-го года!
Кстати, с противоположной стороны здание, наоборот, весьма деликатно спускается по склону холма, встраиваясь в рельеф. А крыша стилобата служит смотровой площадкой на открывающийся вид на город (основным условием городских властей было сохранение вида на простирающийся внизу Сан Пауло). И это в проекте совмещено с поддержанием единой линии улицы.
*****
Как любой уважающий себя архитектор 20-го века, Лина Бо Барди известна своим собственным домом Glass House (очень эффектное видео – по ссылке: https://www.archdaily.com/…/video-the-glass-house-workshop-… )
построенным в 1951 году, где архитектор прожила всю вторую половину жизни вплоть до своей смерти в 1992-м.
Уже здесь был виден интерес Бо Барди к перемещению по вертикали (дом нависает над рельефным участком, и подниматься в него нужно на 2-й этаж).
Квинтэссенция этого увлечения - постройка Teatro Oficina (1984-91) незадолго до смерти архитектора. Здесь была полностью переосмыслена сама концепция взаимодействия зрителя и актёра.
Вокруг «подиума», больше напоминающего дефиле для показов мод, высятся трибуны-"строительные леса".
Зрители наблюдают за представлением сверху, а с противоположной стороны театр освещён.светопрозрачной стеной, через которую проникает солнечный свет (тоже довольно необычно для театра).
*****
Вообще, что ни постройка, то отдельный вектор в современной архитектуре, проявившийся лишь через десятилетия: здание развлекательного центра SESC Pompeia - прообраз современным многофункциональных комплексов, загородная вилла Chame-Chame House - эко-архитектура начала 2-х тысячных.
Как и любой творчески масштабный человек, Лина Бо Барди выплёскивала свою деятельность далеко за пределы собственно архитектурного проектирования. Она вместе с мужем основала собственный университет Instituto Lina Bo e P.M.Bardi, была редактором нескольких архитектурных журналов (в том числе Habitat), директором музея, делала дизайн украшений и мебели
Наибольшую известность из последнего получило кресло Bowl chair, идея которого состояла в произвольном размещении чаши-сидения: она не закреплена к металлическому каркасу, и её можно располагать под разным углом наклона - вплоть до горизонтального (лежачего) положения.
К тому же, это давало удобство складирования и хранения.
#ЛинаБоБарди #InstitutoLinaBoePMBardi #AlexeyNevzorovArch #НеПрицкеровскиеЛауреаты #НеПрицкер #LinaBoBardi
Использованы фотографии:
Instituto Lina Bo e P.M.Bardi
Fernando Pires
Источники:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Барди,_Лина_Бо